29 Апреля 2025 г. Нечетная неделя

Анна Донцова: путь в науке и опыт аспирантуры

27 Апреля 2025
137
Наука
Анна Донцова: путь в науке и опыт аспирантуры

Анна Донцова, аспирант 3 курса Высшей школы гидротехнического и энергетического строительства Инженерно-строительного института, поделилась своим опытом обучения в ИСИ.

Расскажите, в какой семье вы росли? Когда сделали первые шаги в науку?

Я младшая из трех детей в семье. Сначала я, вслед за своими сестрами, поступила в гуманитарную гимназию, но после шестого класса мы с родителями решили сменить вектор на естественные науки, и я перешла в Лицей №1 города Воронежа. Три года учебы с седьмого по девятый класс были лучшими школьными годами для меня. В Лицее была традиция каждую весну проводить Неделю науки, как раз тогда я впервые сделала научный проект. Он был посвящен природе небесных явлений: радуг и полярных сияний. В моей семье все из Севастополя, поэтому в 2014 году, после возвращения Крыма в Россию, мы переехали туда, и школу я оканчивала уже в Симферополе.

Наши родители всегда поддерживали в нас творчество и внеклассные занятия, поэтому в детстве я занималась самыми разными хобби: закончила музыкальную школу по классу флейты, ходила на рисование, танцы, легкую атлетику. Самым крепким моим увлечением стало спортивное ориентирование – там я достигла разряда кандидата в мастера спорта. Ближе к окончанию школы дополнительные активности стали носить более «полезный» характер – математика, физика, ЗФТШ МФТИ.

В Политехе вы окончили бакалавриат по направлению «Строительство уникальных зданий и сооружений» и магистратуру по направлению «Инженерные системы зданий и сооружений». Сейчас подходит к концу третий курс аспирантуры. Расскажите, а как вы стали политехником?

Выбор университета — это очень непросто. Даже сейчас, на третьем курсе аспирантуры, я иногда спрашиваю себя: «А что, если бы я поступила в другое место? В другой университет? В другой город?». В 17 лет я относилась к выбору специальности достаточно легкомысленно, сдала много разных ЕГЭ, чтобы у меня был широкий выбор. В конце 11 класса моей основной целью была специальность «Биотехнологии» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Еще одной опцией была энергетика – в этой сфере работает мой папа. Сначала я подумала, что не хочу жить в Москве – было страшно, что я не справлюсь. Поэтому выбирала из вузов Санкт-Петербурга. Политех казался лучшим среди них. На сайте Политеха были фильтры для подбора специальности по сданным экзаменам, и у специалитета «Строительство уникальных зданий и сооружений» был самый высокий проходной балл. Так я и выбрала строительство – получается, что из честолюбия.

Как проходили ваши студенческие годы?

Учеба была очень насыщенной. Университет занимал почти все свободное время – будь то выполнение заданий и курсовых работ, или практики, или подработка и работа по специальности. Самое смешное, что вспоминается, это как я читала методичку по строительным материалам в пятницу вечером в разгар вечеринки, и пыталась что-то из неё запомнить. И экзамен по строительной механике до десяти вечера. И бесконечные очереди для сдачи чего-нибудь.

Самым сложным был первый семестр первого курса. Неожиданно свалилась ответственность за жизнь, за выполнение домашней работы и соблюдение сроков. Учебная программа не была простой, и психологически тоже было сложно: в школе привыкаешь быть отличником, расслабляешься. А в университете оказываешься среди таких же отличников, и самоопределение меняется. Приходится быть наравне и соответствовать одногруппникам.

Во время учебы у меня трижды менялся учебный коллектив – я переводилась со специалитета на бакалавриат, потом поступала в магистратуру, а один семестр в магистратуре училась за границей, в Люксембурге. И каждый раз мне очень везло с группой и одногруппниками. Я очень дорожу друзьями, которые остались у меня после университета и берегу дружбу, связывающую нас через города и страны.

Поступать в аспирантуру было ваше личное решение или кто-то натолкнул на такую мысль?

Я никогда не думала, что буду поступать в аспирантуру. Эту идею мне подал мой научный руководитель в магистратуре, Вячеслав Ольшевский. Мне в целом нравилось заниматься наукой, нравилась академическая атмосфера, нравилось трудиться и получать результаты экспериментов, обрабатывать данные. Так что идея показалась мне удачной. Я сразу знала, что пойду к Олегу Столярову как к научному руководителю. Нас с ним связывала долгая история – сначала, на втором курсе, он вел у нашей группы сопротивление материалов. Я всегда восхищалась его презентациями – они были лучше письменных конспектов, анимированные, со всеми обозначениями, с разъяснениями. Надеюсь, когда-нибудь у меня тоже будут такие учебные презентации. Потом, в магистратуре, мы с Олегом Николаевичем много работали по моей магистерской работе, он был моим научным консультантом. Поэтому было очевидно, что и дальше моим научным наставником будет именно он. Тема моего исследования – прочность и деформативность складчатых конструкций из текстильно-армированного бетона.

Что нужно, чтобы сложилось взаимопонимание между аспирантом и научным руководителем?

Многие говорят, что научный руководитель – это как родитель в академическом мире. Я с этим полностью согласна. Необходимо, чтобы сложилось первичное взаимопонимание между студентом и руководителем. А дальше наступает долгий процесс совместной работы, в котором очень важна коммуникация и взаимная поддержка. Со стороны аспиранта нужна открытость: быть на связи с научным руководителем, общаться с ним хотя бы раз в неделю, быть готовым выступать на конференциях и уделять время и энергию диссертационному исследованию. Со стороны научного руководителя нужно наставничество: где-то подтолкнуть, где-то подтянуть, поругать, похвалить. На пути подготовки диссертации очень много взлетов и падений, и порой только давление научного руководителя помогает хоть как-то протянуть в тяжелые времена.

Расскажите, каких успехов вы добились во время обучения в аспирантуре?

Научная деятельность подразумевает постоянное участие в конкурсах, грантах, постоянную подачу различных заявок. Не все из них выигрывают, но это значит только то, что необходимо улучшать навыки участия в конкурсах, подачи заявок, и презентации проектов. Я выиграла конкурс грантов, проводимый Комитетом по науке и высшей школе (КНВШ) Санкт-Петербурга, конкурс премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности. Под руководством Олега Николаевича участвую в выполнении гранта РНФ 25-29-00771 «Предварительно напряженные бетонные конструкции с волокнистым армированием».

Что вы посоветуете абитуриентам, поступающим в аспирантуру Политеха?

Мне кажется, очень важно в первую очередь понять для самого себя, зачем вы поступаете в аспирантуру. Вопрос мотивации – ключевой в написании диссертации, потому что только за счет дисциплины и концентрации можно продвигаться в её написании, не отвлекаясь на другие рабочие проекты и личные дела. Важно планирование и самоорганизация – ваша диссертация больше всего нужна вам самим, и никто не напишет её за вас. Ну и, возвращаясь к одному из предыдущих вопросов – заранее обдумайте, кого вы хотите видеть вашим руководителем, и обсудите ваши планы и намерения с ним, чтобы установить контакт и взаимопонимание для успешного взаимодействия.

Чем вы занимаетесь в свободное от учёбы и науки время?

Такого времени у меня почти нет, а вот занятий, которыми я бы хотела заняться в это время очень много. Главное для меня – это моя семья. С мужем мы обычно гуляем с собакой, они встречают меня с работы или из спортзала, а ещё мы играем вместе в компьютер. Дважды в неделю я тренируюсь в спортзале, один раз хожу на йогу. Люблю кататься на велосипеде и исследовать новые места за городом. Мы с мужем оба из Крыма, поэтому летом стараемся навестить наши семьи, и провести побольше времени там.