25 Апреля 2024 г. Четная неделя

Практическое занятие на тему: История реконструкции центра Санкт-Петербурга

Стратегии реконструкции исторического центра города

Занятие по дисциплине «Стратегии реконструкции исторического центра города» для группы 3140704/90101 (магистерская программа 07.04.04_01 Информационное моделирование объектов градостроительства) 25.09.2020 доцентом ВШГиЭС Павловым С.Я. было проведено в экскурсионном формате. Тема занятия посвящена вопросам формирования и развития архитектурных ансамблей исторического центра города и их объединения.

Стартовали с площади Ломоносова. В историческом аспекте было рассказано о формировании застройки территории и о постепенном сложении архитектурных ансамблей набережных Фонтанки в 18-19 веках. Особенное внимание роли в реконструкции прибрежной зоны Фонтанки уделено разработкам архитектора А.В. Квасова, создавшим в 1760-х годах проект системы предмостных площадей. Эти предмостные площади послужили основой формирования архитектурных ансамблей, впоследствии объединённых однотипными мостами и гранитными набережными.

На примере зданий, окружающих площадь Ломоносова, был проиллюстрирован приём формирования ансамбля застройкой однотипными зданиями. Отмечено, что и после прекращения работы над ансамблем К.И. Росси, архитекторы соблюдали высотные характеристики, однотипность облицовочных материалов и ритм окон. В качестве примера продемонстрирован доходный дом Я.В. Змиева (Фонтанка, 68), полностью снесённый в 2004-м году и отстроенный заново с полным воссозданием фасада по Фонтанке и оформлением части здания, выходящей на улицу Ломоносова, в стиле постмодернизма с элементами хай-тека.

На улице Зодчего Росси рассмотрены приёмы, позволившие архитектору создать гармоничное сочетание ритма элементов зданий, их высоты, длины и ширины проезда. Комплекс площади Ломоносова, улицы Зодчего Росси, площади Островского и Малой Садовой улицы с прерыванием перспективы зданием Александринского театра, был представлен в качестве примера осевого объединения ансамблей. На площади Островского были осмотрены окружающие её здания с рассмотрением степени соответствия принципам К.И. Росси, положенным в формирование площади.

При выходе на Невский проспект можно наблюдать, как главная городская улица соединяет в единое целое «нанизанные» на неё локальные архитектурные ансамбли (магистральный принцип объединения ансамблей).

Малая Садовая была представлена в качестве примера ансамбля, сложившегося за длительный период времени, сочетающего в себе здания разных исторических стилей – от переходного от барокко к классицизму до раннего модерна.

При переходе на Манежную площадь был представлен приём замыкания перспективы декоративным портиком, построенным К.И. Росси для эффектного замыкания перспективы Малой Садовой улицы.

Особое внимание студентов было обращено на дом Собственного Его Императорского Величества конвоя (архитектор Б.И. Сеген, 1908). Постройка неплоха в архитектурном отношении, но неудачна в отношении градостроительном.

На Кленовой улице были показаны её изображения до сноса малоценной застройки середины 19-го века, загромождавшей перспективу на Михайловский замок. Предложено было оценть высокое качество парадного бульвара, воссозданного в 1940-х годах по инициативе Главного архитектора Ленинграда Н.В. Баранова.

При осмотре ансамбля Михайловского замка внимание студентов было обращено на стремление архитекторов второй половины 19-го века постройкой сугубо утилитарных сооружений. Так, было осмотрено здание по адресу Кленовая улица, 2 и предложено определить его первоначальное предназначение. Студенты были удивлены, узнав что эта элегантная постройка являлась учебной электростанцией, использовавшейся для практических занятий юнкеров Инженерного училища.

Экскурсия закончилась рассказом о первом крупном проекте реконструкции исторического центра города, осуществлённым под руководством К.И Росси – пробивке Садовой улицы до Невы.  В качестве существенной градостроительной потери, связанной с реализацией проекта К.И. Росси отмечена частичная ликвидация эффектной гидросистемы Михайловского замка.