Иван Ригель: мой путь в аспирантуру ИСИ

17 Мая 2025
22
Студентам
Иван Ригель: мой путь в аспирантуру ИСИ

Иван Ригель, аспирант 4 курса Высшей школы гидротехнического и энергетического строительства Инженерно-строительного института, поделился своим опытом обучения в ИСИ.

Расскажите, какой жизненный путь Вы прошли и как стали политехником?

Я родился и вырос в Тюмени, где с ранних лет проявлял интерес к точным наукам. В школьные годы я активно участвовал в олимпиадах по математике и физике, что послужило основой для моего дальнейшего выбора профессии. В старших классах я обучался в техническом лицее при Тюменском нефтегазовом университете, уже в 10 классе нам преподавали специальные курсы, такие как теоретическая механика и сопротивление материалов. Параллельно я занимался в архитектурной студии, что оказало значительное влияние на выбор моей будущей специальности. Несмотря на обучение в «нефтегазовом» лицее, я принял решение поступить в Тюменский архитектурно-строительный университет (ТюмГАСУ) на направление «Промышленное и гражданское строительство». Впоследствии, в результате объединения ТюмГАСУ и ТюмГНГУ, я завершил обучение в бакалавриате на кафедре «Строительного производства», а магистратуру — на кафедре «Строительных конструкций» в Тюменском индустриальном университете.

В процессе обучения я все больше увлекался своей специальностью. По завершении магистратуры было принято решение о продолжении исследовательской деятельности в области строительства, что, несмотря на определенные сомнения, послужило основой для поступления в аспирантуру. Одновременно возникло желание попробовать свои силы в другом городе и ознакомиться с деятельностью ведущих университетов за пределами Тюмени.

После успешного прохождения вступительных испытаний в несколько высших учебных заведений выбор был остановлен на Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Данный выбор обусловлен высокой репутацией университета в сфере инженерных наук, а также наличием авторитетной научной школы в области строительства. На протяжении последних трех лет я углубляю свои знания в стенах Политеха, занимаясь исследованиями, связанными с проектированием сооружений и установок на основе возобновляемых источников энергии.

Как проходили Ваши студенческие годы?

В первые годы студенчества я не был отличником, но с углублением в профильные предметы мой интерес к специальности увеличивался. К моменту окончания бакалавриата я успешно сдавал курсовые проекты и экзамены с высокими оценками, готовясь к ним с большим энтузиазмом. На завершающем этапе обучения в бакалавриате и в период магистратуры я неоднократно становился призером студенческих олимпиад по направлению строительства.

Параллельно я участвовал во внеучебной жизни: входил в сборные института, университета и города на чемпионатах по интеллектуальным играм. Благодаря этим мероприятиям я побывал во многих городах России.

Успехи в учебе и олимпиадах вдохновили меня на более глубокое изучение строительных конструкций. В период обучения в магистратуре я начал делать первые шаги в научной деятельности: писал статьи, занимался экспериментальными и численными исследованиями строительных конструкций.

Поступать в аспирантуру было Ваше личное решение или кто-то натолкнул на такую мысль?

Я могу сказать, что решение поступать в аспирантуру было моим личным выбором, поскольку в итоге мне пришлось самостоятельно взвешивать все «за» и «против». Конечно, без внешнего влияния не обошлось. Родители и преподаватели поощряли эту идею, отмечали мои успехи в исследованиях и увлеченность, рекомендовали продолжить научную деятельность. В то же время некоторые высказывали сомнения, предупреждая о сложностях совмещения учебы и работы или о возможных трудностях и неопределенностях в научной карьере.

Пожалуй, ключевым моментом стало осознание того, с каким энтузиазмом я рассказываю друзьям о своей учёбе. Именно тогда я понял, что не хочу останавливаться на достигнутом. Несмотря на разные точки зрения, я осознал, что моя увлечённость специальностью и стремление логически продолжить свой профессиональный путь перевешивают любые потенциальные трудности. Таким образом, я принял решение поступать в аспирантуру.

Что нужно, чтобы сложилось взаимопонимание между аспирантом и научным руководителем?

На мой взгляд, ключевую роль играет открытая и уважительная коммуникация. С самого начала важно обсудить ожидания: цели исследования, сроки и формат взаимодействия. Совместное планирование этапов работы и гибкость в корректировке планов помогают избежать недопонимания. Аспирант должен быть честен в отношении своих успехов и трудностей, а руководитель — поддерживать инициативу и давать своевременную конструктивную обратную связь. Важно с самого начала выстроить честный и уважительный диалог: слушать друг друга, не бояться задавать вопросы и брать на себя ответственность за свою часть работы. Общие научные интересы и вовлеченность в тему исследования мотивируют обе стороны, делая работу более осмысленной. Регулярные обсуждения прогресса и готовность слушать друг друга также укрепляют взаимопонимание и делают процесс обучения в аспирантуре продуктивнее.

Эти принципы я особенно ценю в сотрудничестве с моим научным руководителем, профессором Виктором Васильевичем Елистратовым, чей опыт и заинтересованность в исследованиях заслуживают глубокого уважения. Его готовность активно обсуждать исследования на регулярных встречах и поддерживать мои инициативы в научной работе вдохновляет меня на новые достижения.

Расскажите, каких успехов Вы добились во время обучения в аспирантуре?

На втором курсе я был удостоен звания лауреата конкурса исследовательских проектов «Энергия развития» ПАО «РусГидро» за работу по повышению устойчивости арктических ветроэнергетических установок (ВЭУ) к климатическим изменениям, а на третьем курсе мне удалось стать победителем этого же конкурса с проектом модульной арктической ВЭУ.

В настоящее время я являюсь исполнителем гранта Российского научного фонда (РНФ) № 25–29–00497 под руководством профессора Виктора Васильевича Елистратова. Проект посвящен аэросервотермоупругому моделированию арктических ВЭУ на деградирующих многолетнемерзлых основаниях. В рамках этого гранта я продолжаю свое диссертационное исследование, направленное на разработку методов исследования и рационального проектирования конструкций ВЭУ для Арктической зоны РФ.

Что вы посоветуете абитуриентам, поступающим в аспирантуру Политеха?

Я бы посоветовал тщательно подготовиться и подойти к процессу со всей ответственностью с самого начала. Во-первых, определитесь с направлением исследований: изучите программы Политеха, ознакомьтесь с научными интересами потенциальных руководителей и формальными требованиями к выбранной научной специальности. Во-вторых, свяжитесь с будущим научным руководителем, чтобы обсудить возможные темы Вашего исследования и ожидания от сотрудничества.

Будьте готовы к высокой нагрузке: аспирантура требует дисциплины и умения эффективно управлять временем. Не стесняйтесь задавать вопросы и изучите информацию о ресурсах Политеха, таких как исследовательские лаборатории и научно-образовательные центры. И главное, когда поступите — сохраняйте энтузиазм и интерес к своей теме, он поможет преодолевать трудности, достигать результатов и сделает обучение в аспирантуре продуктивным и увлекательным.

Чем Вы занимаетесь в свободное от учёбы и науки время?

Свободного времени в аспирантуре не так уж много — это интересное, но тяжелое и трудоемкое занятие, требующее самоотдачи. Значительную часть времени я совмещал учебу с профессиональной деятельностью: работал проектировщиком промышленных и гражданских зданий, а также техническим специалистом в компании, разрабатывающей программное обеспечение для численного моделирования в области транспортного, геотехнического и гражданского строительства.

Это позволяло мне не только применять теоретические знания на практике, но и углублять их, что было полезно, в том числе и для моих исследований.

Тем не менее, я стараюсь находить время для прогулок, спорта, чтения или кулинарии. Эти занятия позволяют поддерживать баланс между работой и личной жизнью, что помогает не перегореть и оставаться продуктивным в исследованиях.