Как стать частью большой науки: личный опыт аспирантки ИСИ Валентины Челышевой

Валентина Челышева, аспирант 3 курса Высшей школы гидротехнического и энергетического строительства Инженерно-строительного института, поделилась своим опытом обучения в ИСИ.
Расскажите в какой семье Вы росли? Когда сделали первые шаги в науку?
Я выросла в семье инженеров. Мама работает инженером-проектировщиком, а папа в нефтегазовой отрасли. Наверное, они стали для меня первым шагом в науку, еще когда я выбирала направление, на которое собиралась поступать в университет. Уже в 9 классе я понимала, что хочу выбрать техническую специальность. Так, в 2016 году я поступила в СГТУ им. Ю.А. Гагарина на направление «Техносферная безопасность» и уже на втором курсе бакалавриата начала активно заниматься научной деятельностью и участвовать в различных научных конференциях.
Расскажите, почему Вы выбрали именно Политех?
Поскольку в Саратове отсутствовала магистратура по направлению «Техносферная безопасность», я приняла решение продолжить обучение в данной области и сменить место жительства для получения высшего образования. Я подавала документы в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, однако приоритетным для меня оставался Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, поскольку именно в этом вузе реализуется углублённый подход к разделению специальности «Техносферная безопасность» на конкретные направленности. Направление охватывает широкий спектр профессиональной деятельности, однако наибольший интерес у меня вызвала экологическая составляющая. Кроме того, в процессе выполнения выпускной квалификационной работы на этапе бакалавриата я неоднократно сталкивалась с научными публикациями и исследованиями преподавателей СПбПУ, что укрепило моё желание обучаться именно у этих специалистов. В 2020 году я была зачислена в магистратуру СПбПУ по направлению «Экологическая безопасность в промышленности».
Как проходили Ваши студенческие годы?
При поступлении в магистратуру я приняла решение продолжить научно-исследовательскую деятельность, начатую ещё на втором курсе бакалавриата. За время обучения получила ценный опыт участия в различных научно-практических конференциях, включая международные, подготовила ряд научных публикаций и установила профессиональные и личные связи с единомышленниками, увлечёнными наукой.
Поступать в аспирантуру было Ваше личное решение или кто-то натолкнул на такую мысль?
Исследовательская деятельность всегда вызывала у меня большой интерес. Обучение в аспирантуре стало логичным этапом на пути профессионального и научного развития. Моему выбору научного направления и становлению как исследователя способствовал научный руководитель — Наталья Политаева. Её профессионализм и внимание к студентам вдохновили меня не только на продолжение научной работы, но и на развитие педагогической деятельности.
Что нужно, чтобы сложилось взаимопонимании между аспирантом и научным руководителем?
Я считаю, что аспирантам, в свою очередь, необходимо проявлять личный интерес к своей научной работе и уже на этапе поступления определить направление своей деятельности. Главное в работе, как для аспиранта, так и для научного руководителя — это установление эффективного взаимодействия и умение находить компромиссы в различных ситуациях.
Что Вы посоветуете абитуриентам, поступающим в аспирантуру Политеха?
Я бы посоветовала не бояться вступительных испытаний, чётко формулировать научные цели и задачи, которые вас привлекают и в которых вы хотите развиваться в дальнейшем. Важно заранее выбрать научного руководителя, который будет направлять вас на протяжении всего научного пути, а также не стесняться обращаться за помощью и поддержкой к коллегам и преподавателям.
Чем Вы занимаетесь в свободное от учебы и науки время?
В настоящий момент я работаю ведущим инженером в филиале ООО «Газпром ПХГ» «Инженерно-технический центр». Моя работа состоит в разработке деклараций промышленной безопасности и расчете рисков аварий на опасных производственных объектах. Это очень ответственная задача, так как благодаря правильно выполненному анализу рисков опасности можно не только спасти жизни работников, но и в целом предотвратить множество аварий.





