Со дня своего основания по настоящее время Кронштадтский морской завод занимается судоремонтом, за 168-летнюю историю здесь отремонтировано более 10 000 кораблей и судов. Многие годы завод являлся главной, а в ряде исторических периодов единственной судоремонтной базой Балтийского флота. Деятельность завода имела колоссальное значение для судоремонтной и судостроительной отрасли России второй половины XIX столетия.
Завод знаменит своими историческими сухими доками, которые являются выдающимися памятниками отечественной промышленной архитектуры:
Сухой док – бассейн специальной постройки, отделённый от акватории затвором (в данном случае используются плавучие затворы – батопорты, в которых имеется возможность откачки воды или заполнения ею балластных отсеков). При доковании судна сначала камеру заполняют водой, затем открывают батопорт, судно вводят в камеру, располагают строго над заранее подготовленными опорами и устанавливают в назначенном месте. После этого батопорт возвращают на место и окончательно откачивают воду из камеры.
В процессе экскурсии на примере трех осмотренных действующих доков предприятия были подробно изучены механизмы докования; принципы работы затворов (батопортов); конструкции камер; борьба с фильтрацией воды и др.
Кроме того была осмотрена территория завода с судоремонтной набережной и историческими зданиями и сооружениями, также являющимися памятниками промышленной архитектуры.
В завершение экскурсии были посещены отремонтированные административные и производственные помещения завода.