На набережной реки Мойки студентам было рассказано о грандиозной программе строительства набережных и мостов второй половины XVIII-го века. Постоянные набережные в этот период получили Нева, Фонтанка, Мойка, Екатерининский (Грибоедова) канал и другие водотоки. Через реки и каналы были переброшены каменные арочные мосты и мосты с разводным пролётом.
Отмечено, что и подпорные стенки набережных, и пролётные строения мостов, неоднократно подвергались реконструкции. При этом, по возможности, объектам придавался вид, отсылающий к архитектуре классицизма. Если, при необходимости, конструкцию объекта приходилось менять на более современную, то объект получал эффектные ампирные декоративные элементы.
В качестве примера удачной реконструкции мостов в начале ХХ-го века студентам были представлены 1-й Садовый и 1-й Инженерный мосты. Первоначально эти переправы имели пролётное строение в виде каменной арки. В начале ХХ-го века, в связи с прокладкой трамвайных путей и физическим износом конструкции, пролётное строение стали заменять на двухшарнирные стальные арки.
При проходе по набережной Фонтанки внимание студентов было обращено на балюстраду, состоящую из каменных тумб и чугунных секций. Особенностью последних является повышенная устойчивость металла к коррозии (секрет не раскрыт до сих пор).
Дана информация по одному из самых эффектных и конструктивно совершенных мостов первой четверти века XIX-го века – Пантелеймоновскому. Были показаны исторические фотографии, объяснены причины несоответствия моста требованиям начала ХХ-го века. Рассказано о его перестройке по проекту инженера А.П. Пшеницкого и архитектора Л.А. Ильина, об изменении его декора, обусловленного официальными идеологическими установками.
У 2-го Инженерного моста слушателем была объяснена некоторая парадоксальность объекта – мост проходит не над водотоком, а над сушей. В связи с этим была дана информация о строительстве фортификационной системы вокруг Михайловского замка на рубеже XVIII и XIX-го веков. Составной частью этой системы были каналы Воскресенский, Церковный и подковообразный вдоль эскарпа горнверка, выполнявшие роль крепостных рвов. Со временем, из-за отсутствия необходимости в защитных сооружениях, каналы были засыпаны.
У южного фасада Михайловского замка было рассказано о частичном восстановлении Воскресенского канала в начале 2000-х годов и об «освобождении» из насыпи уникального Трёхчастного моста, засыпанного в начале ХХ-го века.
В Михайловском саду студентам дана информация об истории объекта и о изменениях гидросистемы сада, связанных с прокладкой участка Садовой улицы от Невского проспекта до Мойки по проекту К.И. Росси. Показаны сохранившиеся и восстановленные в последнее время объекты гидросистемы.
На западной границе сада слушатели узнали об истории создания и о градостроительной роли канала Грибоедова (Екатерининского). Были показаны, путём сравнения исторических фотографий с современной ситуацией, положительные изменения в облике канала, реализованные во второй половине ХХ-го века. Обращено внимание на отсутствие в настоящее время сброса сточных вод в водотоки центра города.
По окончании экскурсии доцент ВШГиЭС Павлов С.Я. поблагодарил студентов за участие в экскурсии и за многочисленные и правильно сформулированные вопросы.