16 Октября 2024 г. Нечетная неделя

Студенты ИСИ посетили экскурсию по рекам и каналам

Для студентов группы 3140703/30101 по курсу «Инженерное благоустройство устойчивой городской среды» была проведена экскурсия по теме «Городские каналы как объекты транспортной инфраструктуры, осушения территории, рекреации и фортификации». Встреча состоялась в 15.50 у южных ворот Летнего сада.

Экскурсия проводилась доцентом ВШ ГиЭС Сергеем Павловым.

Экскурсия была начата в Летнем саду, где было рассказано об одном из первых опытов создания озеленённого пространства на территории, первоначально представлявшей собой болото с незначительными сухими «островками».

Отмечено, что осушение территории проводилось путём создания в начале XVIII-го века трёх гидротехнических объектов: Карпиева пруда  в Летнем саду,  Лебяжьей канавки и Красного канала соответственно на восточной и западной границах Марсова поля.

Студенты ознакомлены с берегоукреплением Карпиева пруда и устройством, обеспечивающим его гидравлическую связь с водотоками, уровень которых следует за колебаниями уровня Невы.

Лебяжья канавка была представлена студентам как типичный мелиоративный канал, грунт, вынутый при откопке которого, использовался для подсыпки заболоченных участков. Отмечено, что кроме практической значимости, Лебяжья канавка является высокоэстетичным и важным в градостроительном отношении объектом.

На набережной реки Мойки студентам было рассказано о грандиозной программе строительства набережных и мостов второй половины XVIII-го века. Постоянные набережные в этот период получили Нева, Фонтанка, Мойка, Екатерининский (Грибоедова) канал и другие водотоки. Через реки и каналы были переброшены каменные арочные мосты и мосты с разводным пролётом.

Отмечено, что и подпорные стенки набережных, и пролётные строения мостов, неоднократно подвергались реконструкции. При этом, по возможности, объектам придавался вид, отсылающий к архитектуре классицизма.  Если, при необходимости, конструкцию объекта приходилось менять на более современную, то объект получал эффектные ампирные декоративные элементы.

В качестве примера удачной реконструкции мостов в начале ХХ-го века студентам были представлены 1-й Садовый и 1-й Инженерный мосты. Первоначально эти переправы имели пролётное строение в виде каменной арки. В начале ХХ-го века, в связи с прокладкой трамвайных путей и физическим износом конструкции, пролётное строение стали заменять на двухшарнирные стальные арки.

При проходе по набережной Фонтанки внимание студентов было обращено на балюстраду, состоящую из каменных тумб и чугунных секций. Особенностью последних является повышенная устойчивость металла к коррозии (секрет не раскрыт до сих пор).

Дана информация по одному из самых эффектных и конструктивно совершенных мостов первой четверти века XIX-го века – Пантелеймоновскому. Были показаны исторические фотографии, объяснены причины несоответствия моста требованиям начала ХХ-го века. Рассказано о его перестройке по проекту инженера А.П. Пшеницкого и архитектора Л.А. Ильина, об изменении его декора, обусловленного официальными идеологическими установками.

 У 2-го Инженерного моста слушателем была объяснена некоторая парадоксальность объекта – мост проходит не над водотоком, а над сушей. В связи с этим была дана информация о строительстве фортификационной системы вокруг Михайловского замка на рубеже XVIII и XIX-го веков. Составной частью этой системы были каналы Воскресенский, Церковный и подковообразный вдоль эскарпа горнверка, выполнявшие роль крепостных рвов. Со временем, из-за отсутствия необходимости в защитных сооружениях, каналы были засыпаны.

У южного фасада Михайловского замка было рассказано о частичном восстановлении Воскресенского канала в начале 2000-х годов и об «освобождении» из насыпи уникального Трёхчастного моста, засыпанного в начале ХХ-го века.

В Михайловском саду студентам дана информация об истории объекта и о изменениях гидросистемы сада, связанных с прокладкой участка Садовой улицы от Невского проспекта до Мойки по проекту К.И. Росси. Показаны сохранившиеся и восстановленные в последнее время объекты гидросистемы.

На западной границе сада слушатели узнали об истории создания и о градостроительной роли канала Грибоедова (Екатерининского). Были показаны, путём сравнения исторических фотографий с современной ситуацией, положительные изменения в облике канала, реализованные во второй половине ХХ-го века. Обращено внимание на отсутствие в настоящее время сброса сточных вод в водотоки центра города.

По окончании экскурсии доцент ВШГиЭС  Павлов С.Я.  поблагодарил студентов за участие в экскурсии и за многочисленные и правильно сформулированные вопросы.