29 Апреля 2024 г. Нечетная неделя

Студенты ИСИ об учебе в Японии

Студентки 4 курса ИСИ Дычек Екатерина и Рыжова МарияVfhbz , обучающиеся по направлению 54.03.01 Дизайн в осеннем семестре прошли обучение в Chiba University, находящегося в одноименной префектуре Японии
Екатерина и Мария поделились своими впечатлениями

Учёба в Японии была мечтой ещё задолго до поступления в институт, когда появилось увлечение азиатской культурой. Даже трудно было подумать, что однажды желаемое станет явью. Мы благодарны Политеху за предоставленную возможность принять участие в программе обмена и попробовать свои профессиональные навыки в японском университете

Из-за закрытия границ нам пришлось учиться онлайн. Ранние подъёмы в 6-7 утра из-за разницы во времени и компьютер перед глазами большую часть дня. Но это определенно того стоило

О самом интересном: об учёбе в японском университете. Азиатский дизайн известен во всём мире своей необычностью и непохожестью на европейский. Можно было выбрать те занятия, которые более интересны и подходят под твоё направление дизайна, углубиться в их изучение. Университет создал нам личные аккаунты Google Workspace и Moodle, предоставил бесплатный и неограниченный доступ к Miro и GitHub - крутые современные веб-инструменты для работы над проектом в команде, которыми мы постоянно пользовались. К слову о работе в команде, она составляла около 90% обучения. Мы работали со студентами разных направлений и уровней обучения. В одной группе могут находиться и студенты разных курсов бакалавриата и магистратуры, research-студенты, доктора философии. Очень часто предметы, ориентированные на графику или создание концепции, шли вплотную с разработкой и проектированием реальных 3D-объектов. Например, на одном из предметов, мы вместе с двумя японскими студентами разработали новый девайс для общения. Ребята занимались 3D-моделированием, UX-сом приложения, Маша – упаковкой и инструкцией этого устройства, Катя разрабатывала логотип, фирменный стиль и рекламу. Это было очень интересно! Мы много созванивались в Zoom, переделывали, обсуждали процесс с куратором нашей группы. Результатом остались довольны и мы, и преподаватели из компании Toshiba. Удивительно, что большую часть заданий нужно было выполнять в командах, и в «одиночку» почти никто не работал. На предмете «Design Research Discussion» было много студентов из других стран и вместе с преподавателями мы разбирали и придумывали примеры на различные темы («Разница между плагиатом и вдохновением в дизайне», «Особенности дизайна в наших странах» и пр.)

Интересно, что слово предоставлялось каждому студенту. Внимательно слушать, задавать вопросы и тут же получать на них ответы, интересоваться мнением преподавателей – всё это было безумно увлекательно и ново. На предмете «Co-design with the machine» с японским студентом и студентками из Мексики Екатерина разрабатывала концепцию, где компьютерный прототип показывает, как изменяется психологическое состояние человека, когда он ест с телефоном и без. С помощью программ, считывающих эмоции, графических элементов и анализа человеческого лица во время сессии у нас получилось продемонстрировать нашу работу в реальном времени.

Стоит выделить специфичный японский предмет – disaster preparedness (готовность к природным бедствиям). Мы делали проекты, помогающие людям морально и материально подготовиться к землетрясению, цунами, извержению вулканов, тайфуну и прочим бедствиям

Пара слов о специфике обучения дизайну. Большое внимание уделяется процессу «до» дизайна: разработке концепции и четкой формулировке посыла, поиск методов и образов для его выражения, актуальность и нужность проекта для общества, продумывание стратегии и разработке работающего прототипа. И лишь потом приступаешь к форме и работе над дизайном. В процессе обучения тебе дается огромный объем знаний, голова идет кругом. Актуальные тренды в дизайне, дискуссии между преподавателями и студентами, разработка функционирующих прототипов. Студенты работают в промышленной лаборатории, подход к дизайну крайне прикладной и как говорят сами преподаватели, инженерный.

Отличия в проведении сессии: за период с октября по февраль в японском университете их было две. Студенты сами решают, в каком формате показать свои итоговые проекты – презентация, буклет, видео, фильм, тикток. Нет системы оценивания. Самое главное, чтобы была посещаемость и интерес выполнять задания. Преподаватели часто нам говорили: «Сделайте так, как вам больше нравится», «Чувствуйте себя комфортно», «Главное – ваше желание». Такие слова очень подбадривали и мотивировали выложиться по полной. Преподаватели не только из Японии, были из Мексики, Кореи, Китая и Литвы. И все – знатоки своей профессии, вежливые, вовлечённые и открытые к новому, в тебе они видят не только студента, но и равного себе дизайнера, принимают твой вкус и стиль как дизайнера. Они наставляют и советуют, побуждают тебя думать самому. Отлично владеют широким спектром дизайнерских программ и имеют знания программирования, способны помочь с любой проблемой и воплотить любую твою задумку. Одну пару нам вели представители Toshiba, практикующие дизайнеры с большим опытом. Другая пара была организована в сотрудничестве с Yonsei university (Корея).

Знакомства. И конечно же за этот период мы познакомились с интересными и клёвыми ребятами, как японцами, так и студентами из других стран. Одна трудность – большая разница во времени, но и это не стало преградой для того, чтобы найти общие темы для разговоров. Было проделано огромное количество работы и опыт, приобретённый во время «пребывания» в Японии, дало нам много новых и ценных знаний, которые пригодятся для нашего профессионального развития в сфере дизайна.

Мы очень благодарны своему университету за предоставленную возможность! Это был потрясающий опыт! Мы искренне рекомендуем каждому студенту Политеха прочувствовать этот опыт и не бояться возможных трудностей, оно того стоит!

 

Екатерина Дычек

Мария Рыжова